Зло глазами инспектора ГИБДД

В Ангарске за неповиновение полицейскому мировой суд оштрафовал водителя автомашины на 700 рублей

Накануне в мировом суде Ангарска рассматривался факт неповиновения водителя автомашины законному требованию сотрудника полиции, выполнявшего свои служебные обязанности. Согласно административному кодексу России, подобное правонарушение влечет наложение на виновного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Этому судебному разбирательству предшествовали следующие события. На улице Чайковского инспекторы ДПС остановили автомашину «Хонда» с так называемыми «красивыми» номерами, водитель которой нарушил допустимые нормы тонировки. Во время парковки водитель демонстративно опустил передние боковые стекла иномарки. Инспектор, остановивший нарушителя, представился, попросил передать документы для проверки и поднять передние стекла для замера их светопропускаемости. Однако 30-летний ангарчанин заявил, что требования полицейского незаконны, и отказался выполнить их.

Действия нарушителя были сняты на видеокамеру в присутствии понятых. А после оформления всех необходимых документов сотрудники ГИБДД направили материалы в мировой суд. Судья, рассмотрев представленные доказательства, признала водителя виновным в неповиновении законному требованию сотрудника полиции и назначила ему административное наказание в виде штрафа в размере 700 рублей.

Это не первый случай привлечения к ответственности строптивых водителей тонированных автомашин. Есть факты, когда суд назначал нарушителям в качестве наказания административный арест.

Дмитрий Авраменко, ОГИБДД УМВД России по г. Ангарску

ГИБДД Камчатки в очередной раз провела профилактическую операцию «Такси».

В результате проверок были обнаружены неисправные или не прошедшие техосмотр машины. Среди водителей одно из самых распространённых нарушений — отсутствие путевого листа. А это значит, что автомобиль перед выпуском на линию не проверяли, а сам водитель не прошёл предрейсовый медицинский осмотр. Полицейские напомнили, что уже в апреле вступят в силу соответствующие изменения в законодательстве, и отсутствие отметки медика станет нарушением, за которое предусмотрен штраф от 1 до 1,5 тыс. рублей.

Нужен новый импульс воспитанию культуры на дорогах

Превышение скорости, выезд на встречную полосу, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушения правил проезда перекрестков: самые распространенные причины аварий банальны. Можно сказать, что в этом – вина системы подготовки водителей. Но в основе этих ДТП всегда лежит культура участников дорожного движения. От культуры зависит отношение водителей к пешеходам, и наоборот. Именно недостаток культуры, воспитания, уважения на дорогах приводит к тому, что люди могут позволить себе нарушить Правила, рискуя своей жизнью и жизнями окружающих.

Госавтоинспекция МВД России подвела итоги аварийности за прошедший год: в 204 068 ДТП погибли 27 025 человек и были ранены 258 437 человек. Согласно статистике, количество аварий по сравнению с 2012 годом незначительно выросло - на 0,2%, в то время как число погибших и раненых уменьшилось: на 3,5% и 0,1% соответственно. Если сравнивать цифры за десятилетний период времени (с 2004-го по 2013-й годы), то количество ДТП снизилось на 2,3%, количество раненых выросло на 2,7%, а число погибших снизилось на 21,8%.

Почти треть от всех жертв дорожно-транспортных происшествий составили пешеходы – 7 798 человек. Это на 5% меньше, чем в прошлом году, но, как показывает статистика, пешеходы в России по-прежнему являются основной группой риска среди всех других участников дорожного движения.

В 2012 году Госавтоинспекция МВД России и Российский союз автостраховщиков провели кампанию, направленную на пропаганду использования пешеходных переходов, - проект «Пешеход, на переход!», результаты которой лучше всего демонстрирует статистика: вне пешеходных переходов стало меньше аварий с пешеходами. В 2013 году количество жертв таких ДТП снизилось на 6,5%. Однако культура пешеходов в нашей стране все еще нуждается в совершенствовании: далеко не все люди переходят дорогу, соблюдая все Правила дорожного движения.

По-прежнему главными виновниками аварий являются водители: по их вине в 2013 году произошло почти 180 тысяч ДТП, в которых погибли более 23 тысяч и пострадали более 236 тысяч человек. В процентном соотношении на долю водителей пришлось почти 90% от общего количества аварий. Больше четверти аварий произошло из-за неправильно выбранной скорости. Еще четверть – из-за нарушения правил проезда перекрестков и выезда на полосу встречного движения.

С 2000 года начала формироваться системная работа по повышению культуры поведения и развитию правосознания участников дорожного движения. Сегодня она преобразовалась в масштабную сеть мероприятий, которыми охвачены все регионы страны.

В Госавтоинспекции отметили, что в наступившем году взятый за основу в начале десятилетия курс на воспитание культуры участников дорожного движения будет продолжен. Комплексная работа по привитию и воспитанию дорожной культуры получит новый импульс, затрагивая все категории участников дорожного движения: пешеходов, водителей и пассажиров. Важно продемонстрировать и доказать то, что дорожная ситуация в стране действительно меняется, меняется системно и кардинально.

Одним из направлений этой работы станет реализация новой всероссийской широкомасштабной социальной кампании «Притормози!». Организаторы проекта – Госавтоинспекция МВД России и Российский союз автостраховщиков при информационной поддержке экспертного центра «Движение без опасности». Цель кампании – снизить количество погибших в ДТП пешеходов, а также сократить количество аварий, произошедших по причине неправильного выбора дистанции, нарушения правил проезда пешеходных переходов и несоответствия скорости конкретным условиям. Важно в первую очередь воспитать культуру среди водителей, так как на их плечах лежит ответственность за абсолютное большинство ДТП на дорогах страны. Воспитать понимание и уважение между водителями и пешеходами – одна из главных задач безопасности дорожного движения на сегодня.

Виктор Нилов: “На дороге мелочей не бывает”

Генерал-лейтенант полиции Виктор Нилов возглавил ГИБДД около года назад. У него было достаточно времени, чтобы обстоятельно изучить обстановку в столь сложном ведомстве, разработать конкретные планы по улучшению ситуации на российских дорогах. Об этом с начальником ГИБДД беседует корреспондент “Клаксона”.

– ВИКТОР ИВАНОВИЧ, в этом году в России выросло количество ДТП. А ведь был период, когда аварийность снижалась. В чем причина такого роста?

– Сейчас в стране больше 45 миллионов автомобилей, только в прошлом году было поставлено на учет 2,8 миллиона новых машин. Больше транспортных средств – больше плотность потока – больше ДТП...

К сожалению, не остановили нарушителей и высокие штрафы за нарушения ПДД. Эксперты сразу предупреждали, что они дают лишь временный эффект, затем народ начинает к ним привыкать и уже не воспринимает как что-то страшное…

– Но ведь и автоинспекторы предпочитают замечать только серьезные нарушения, а на многие вообще не обращают внимания. Ведь чем более серьезный штраф, тем легче договориться “полюбовно”…

– На дороге мелочей не бывает. Как ни банально это звучит, но ПДД написаны кровью, и любое отступление от них в той или иной степени увеличивает риск ДТП. Автоинспекторы замечают и незначительные проступки, когда водители, к примеру, не используют указатели поворота, разговаривают по телефону за рулем без “hands free” и т.д. Да, таких протоколов меньше, чем за более серьезные нарушения. Конечно, есть еще в наших рядах и нерадивые сотрудники, которые ленятся фиксировать мелкие нарушения. Но главная причина в другом: такие проступки автомобилистов очень трудно отследить и доказать. Скажем, превышение скорости фиксируется радаром, выезд на встречную полосу снимается на видеокамеру в патрульной машине... А как доказать, что водитель, допустим, разговаривал по мобильному?

– Но вы же не станете отрицать, что это у нас напоминает лотерею: пронесет – не пронесет, заметит автоинспектор – не заметит. Остановят одного лихача, а десяток проедут мимо, пока сотрудник ДПС занят оформлением протокола. Средство борьбы с этим давно известно во всем мире – системы фотовидеофиксации. Казалось бы, перенимай западный опыт и внедряй в России. Но у нас до сих пор больше разговоров о камерах, чем самих камер...

– Полностью согласен: инспектор просто физически не может уследить за всеми нарушителями, а камер фотовидеофиксации нарушений ПДД не хватает. Сейчас на наших дорогах действуют около 2.000 стационарных комплексов – этого крайне мало для такой страны, как Россия. Например, во Франции их около 4.000 штук. Но ведь и закон, позволяющий штрафовать нарушителей при помощи таких технических средств, принят у нас всего четыре года назад, а в той же Франции первые камеры на трассах появились лет двадцать назад... Разумеется, мы делаем упор именно на развитии комплексов фотовидеофиксации: тут и неотвратимость наказания, и снижение коррупции, и уменьшение нагрузки на наших сотрудников. Однако не все так просто. Многое зависит от местного бюджета. Камеры устанавливаем не мы, а региональные власти. Вот и получается: есть у них в бюджете средства – есть и камеры на дорогах. Нет средств – трассы патрулирует ДПС. Но даже та аппаратура, что уже имеется, приносит результат: там, где камеры установлены, количество ДТП снизилось, поскольку водители, зная о видеофиксации, стараются не нарушать ПДД.

– Что еще вы считаете наиболее приоритетным в своей работе?

– Прежде всего это борьба с вождением в нетрезвом виде, контроль за перевозкой детей и безопасность пешеходов. Какие-то позитивные тенденции заметны: наездов на пешеходов стало меньше, водители пропускают людей на “зебрах”, сами переходы стали лучше оборудоваться. Но здесь еще много работы. Например, на загородных дорогах переходы должны освещаться в темное время. Кроме того, необходимо установить ограничения для обустройства “зебр” в зависимости от количества полос, плотности движения. Где-то наземных переходов не должно быть в принципе, где-то их следует дополнить светофорами…

Необходимо больше уделять внимания вопросам безопасности перевозки детей в автомобиле. В этом году впервые уменьшилось число жертв ДТП среди маленьких пассажиров. Полагаю, здесь сыграла роль и наша профилактическая работа. Но многие родители все еще считают, что детское кресло – пустая трата денег.

– Но есть еще такие родители, которые, лишь бы отвязаться от гаишников, покупают на рынке самое дешевое кресло, и пользы от него в случае аварии не будет. Да и для ГИБДД главное – наличие кресла, а отвечает ли оно хотя бы элементарным требованиям – это автоинспектора не волнует...

– Согласен, детские кресла должны сертифицироваться для продажи так же, как автомобили, и работа в этом направлении ведется.

– По вашим данным, почти в трети всех аварий так или иначе повинно отвратительное состояние трасс. Неужели ГИБДД не может воздействовать на дорожников, муниципалов?

– Здесь все не так просто. Мы сейчас испытываем отложенный эффект многолетнего недостатка финансирования в этой отрасли и отставших от жизни нормативов. Например, на федеральных трассах происходит около 11% всех ДТП, но они уносят 27% общего числа жертв. Почти треть! И часто люди гибнут при лобовых столкновениях. А ведь если бы эти дороги имели разделительное ограждение, таких жертв не было бы. Приезжают дорожники и спокойно говорят: все по правилам, на шоссе этой категории барьер нормативом не предусмотрен. А то, что норматив принимался во времена, когда по этому шоссе ездили десятки машин, а не тысячи, – никого не волнует...

– Почему же ГИБДД не бьет в набат, не требует пересмотреть устаревшие нормативы и ГОСТы?

– Еще как бьем! Но добиться того, чтобы выполнялись даже требования нынешних нормативов, – гигантская проблема. Наши сотрудники выдают тысячи предписаний на устранение недочетов на трассах, выписывают штрафы за плохое содержание дорог, подключают прокуратуру. Но дорожники только разводят руками: у нас на это нет денег... А что касается новых требований к дорогам, то мы неоднократно инициировали изменения в ГОСТы и нормативы строительства, ремонта и эксплуатации трасс, их обслуживания, уборки и т.д. И что? Годами где-то что-то рассматривается, согласовывается – и все остается по-прежнему...

– Что изменилось принципиально в вашем ведомстве после переаттестации сотрудников?

– О заметных сдвигах я бы говорить не стал. С аттестации процесс реформирования МВД в целом и ГИБДД в частности только начался. Для любых перемен нужны соответствующие условия и время. Основа здесь – профессиональная подготовка. Само по себе высшее образование ничего не значит. Есть сотрудники с вузовскими дипломами, которые не разбираются в азах процессуального производства, не знают об изменениях в законодательстве, не умеют строить диалог с водителем... Так что готовить полицейских-профи – это одно направление.

Другое, как я уже говорил, – курс на применение технических средств. Видеокамера – это не только средство фиксации нарушений ПДД, но и возможность уйти от лишних конфликтов. На инспекторе норовят сорвать зло все оштрафованные им водители, а на аппаратуру обижаться глупо...

– Но ведь для того, чтобы автоинспекторы сами не нарушали ПДД, не требуются какие-то специальные условия. Сколько раз приходилось видеть, как автомобиль ДПС, включив спецсигналы, пересекает сплошную линию разметки лишь для того, чтобы подъехать к “Макдоналдсу”... Или проезжает с мигалкой перекресток, а потом, выключив ее, спокойно едет дальше. Я уже не говорю про ремни безопасности, разговоры по мобильнику за рулем, парковку где попало и как попало... И какое имеет право такой сотрудник штрафовать других за то, что сам постоянно делает?

–Согласен, нет у него такого морального права. Поэтому мы стараемся пресекать подобные инциденты и наказывать, вплоть до увольнения, их участников. Но мы не можем прикрепить к каждому инспектору контролера. И здесь рассчитываем на помощь автомобилистов. Сейчас у многих в машинах стоят видеорегистраторы. Увидели, что автоинспектор нарушает Правила, – не поленитесь, сообщите об этом в ГИБДД, принесите запись нарушения.

– Многие водители просто не верят в то, что нарушитель в погонах будет наказан, и не хотят даром тратить время...

–И зря. Уверяю вас, если сообщение подтвердится (по всем подобным случаям проводится служебная проверка), нарушитель свое получит. Вот недавно в Санкт-Петербурге автомобиль ДПС проехал на красный свет, а потом инспекторы еще и пытались оправдываться. Больше они у нас не работают... Уволили и тех, кто в Москве в грубой форме требовал от водителя уступить дорогу. Я могу привести массу таких примеров...

– За рубежом дорожный полицейский – прежде всего помощник участников движения. Его главная задача – не оштрафовать как можно больше водителей, а помочь тем, кто попал в затруднительную ситуацию, поддержать их... Про ваших инспекторов, в основной массе, такого не скажешь...

– Не согласен! И могу привести немало случаев такого же отношения. В Саратове, например, сотрудники ДПС с начала года трижды предотвращали попытки суицида, снимая потенциальных самоубийц с моста через Волгу. В Пскове автоинспектор спас от гибели ребенка, который пытался вылезти в форточку на пятом этаже; во Владикавказе инспектор ГИБДД, рискуя жизнью, вывел из загоревшегося трамвая 20 пассажиров; весной в Башкирии во время половодья сотрудники ДПС ныряли в ледяную воду, чтобы добраться до семьи, чей автомобиль смыло с дороги...

– Все это замечательно, но пока большинство автомобилистов считают, что автоинспекторы разучились нормально с нами общаться...

– Вообще-то это взаимно – вы даже не представляете, сколько негатива выливается на автоинспектора за смену. Но я вовсе не оправдываю тех, кто хамит или без повода придирается к водителям. Сотрудник ДПС, независимо от своих проблем, всегда должен оставаться корректным и вежливым. Мы работаем над этим. В штате всех наших подразделений все большее значение имеют психологи: они помогают в отборе новых сотрудников, следят за душевным состоянием каждого инспектора, участвуют в решении каких-то проблем…

– А что с физическим тонусом автоинспекторов? Внешний вид многих ваших сотрудников, мягко говоря, не вызывает уважения…

– Это вопрос тоже из области психологии. Полицейский на Западе гордится своим статусом и социальным положением. Поэтому, кстати, там и коррупция гораздо меньше: кто захочет рисковать карьерой ради одной взятки? А у нас престиж профессии потерян, даже дети, опасаясь насмешек, зачастую стыдятся говорить, что их папа – полицейский. Гордость за звание стража порядка, которая была у многих милиционеров прошлого поколения, тоже ушла – сейчас многие идут к нам просто потому, что надо где-то зарабатывать, неважно где. Служба сложная, быт зачастую неустроенный. Зарплаты выросли в 1,8 раза, но суммы все равно не впечатляют. Социальный пакет для сотрудников автоинспекции сформирован, но в полном объеме еще не начал работать... И пока все это не появится, позитивные сдвиги в работе ГИБДД так быстро не произойдут. Но то, что они будут, – это точно.

Беседу вел Кирилл САЗОНОВ

В Калининграде водители маршруток выходят на работу пьяными